Тема «Овощи»
Задание 1. Родителям рекомендуется:
рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;
объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»;
обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;
по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет...);
совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей.
Задание 2. Рассмотреть картинки с изображением овощей.
Задание 3. Отгадать загадки, выучить по выбору:
- Красная девица сидит в темнице, а коса - на улице. (Морковь)
- Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. К земле прирос крепко. Что это? (Репка)
- Неказиста, шишковата, а придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)
- Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый, а рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис)
- Голова на ножке, в голове - горошки. (Горох)
- Я длинный и зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец)
- Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи - меня ищи. (Капуста)
- Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
Задание 4. Дидактическая игра «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): огурец - огурчик, помидор - помидорчик...
Задание 5. Дидактическая игра «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): огурец - огурцы, помидор - помидоры...
Задание 6. Дидактическая игра «Подскажи словечко».
- Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?
Я... (свекла).
- Летом в огороде - свежие, зеленые, А зимою в бочке - желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, как зовут нас?.. (Огурцы)
Задание 7. Составить описательный рассказ про овощи (по выбору), по следующему плану:
Что это?
Где растет?
Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?
Какой на вкус?
Что из него готовят?
Задание 8. Дидактические игры «Назови цвет», «Назови форму» (согласование существительных с прилагательными).
Морковь (какая?) - оранжевая, помидор (какой?) - ...
Огурец (какой?) - овальный, репка (какая?) - ...
Задание 9. Соединить линией овощи с соответствующей геометрической фигурой.
Задание 10. Упражнение для пальчиков «Засолка капусты».
Мы капусту рубим,
Мы морковку трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
|
Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.
Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.
Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки
Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки/
|
Задание 11. Прослушать стихотворение.
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат —
Наша грядка просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
То запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку:
Что растет на нашей грядке? (В. Коркин)
Задание 12. Прослушать стихотворение.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу, ох!
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла, ох!
И суп овощной оказался неплох!
(Ю. Тувим)
Вопрос. Из чего хозяйка варила суп?
Задание 13. Вырезать картинки с изображением овощей и вклеить их в альбом.
Тема «Фрукты»
Задание 1. Родителям рекомендуется:
рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты»;
обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус;
по возможности показать и рассказать ребенку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте);
рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов.
Задание 2. Рассмотреть фрукты на иллюстрациях в книгах, журналах.
Задание 3. Отгадать загадки.
- Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко. (Яблоко)
- На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива)
Задание 4. Дидактическая игра «Один - много» (образование множественного числа существительных): яблоко - яблоки, груша - ..., слива - ..., персик - ..., банан - ....
Задание 5. Дидактическая игра «Большой - маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): яблоко - яблочко, лимон - ..., банан - ..., апельсин - ....
Задание 6. Подобрать родственные слова: яблоко - яблочко, яблоня, яблочный; вишня - вишенка, вишневый; смородина - смородинка, смородиновый; лимон - лимончик, лимонный.
Задание 7. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу: лимон кислый, а яблоко сладкое; лимон овальный, а яблоко круглое; лимон желтый, а яблоко красное.
Задание 8. Составить описательные рассказы о фруктах, по следующему плану:
Что это?
Где растет?
Каков внешний вид (величина, форма, цвет)?
Каков на вкус?
Что из него готовят?
Задание 9. Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один - одна - одно, два – две), одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок; один лимон, два лимона ... пять лимонов; одна слива, две сливы ... пять слив.
Задание 10. Дидактическая игра «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных): сок из яблока - яблочный; варенье из яблок - яблочное; сок из груши - ...; варенье из груши - ...; сок из апельсина - ..., варенье из апельсина - ....
Задание 11. Дидактическая игра «Что где растет»: яблоко - на яблоне, слива - на ..., груша - на
Задание 12. Отгадать описательную загадку.
- Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, сладкий, румяный. (Яблоко)
Задание 13. Дидактическая игра «Узнай фрукт на вкус, по запаху» (используются натуральные фрукты).
Задание 14. Вырезать картинки с изображением фруктов и вклеить их в альбом.
Тема «Осень»
Задание 1. Родителям рекомендуется:
вспомнить с ребенком, какое сейчас время года, назвать осенние месяцы по порядку;
обратить внимание ребенка на то, какие изменения произошли в живой и неживой природе;
сравнить природу ранней и поздней осенью;
рассказать о том, что происходит с деревьями осенью, как звери и птицы готовятся к зиме;
вспомнить названия перелетных птиц, почему они так называются;
перечислить как можно больше признаков осени;
рассказать о труде колхозников на полях осенью.
Задание 2. Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. - Когда это бывает?
Задание 3. Прочитать стихотворения, обсудить, одно из них выучить по выбору. Спросить у ребенка, какие чувства вызывают у него эти стихи.
Осень
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят...
Видно тоже в Африку улететь хотят. (И. Токмакова)
Осень
Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла. (А. Плещеев)
Задание 4. Подобрать как можно больше признаков к слову осень: осень (какая?) - золотая, дождливая ... .
Задание 5. «Подбери предметы к признакам». Осенний - день, ... . Осенняя - погода, ... . Осеннее - небо, ... . Осенние - дожди, ... .
Задание 6. Дидактическая игра «Правильно - неправильно» (понимание причинно-следственных связей).
- Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь потому, что я взял зонт.
- Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила потому, что птицы улетели на юг.
Задание 7. Ответить на вопросы по теме «Осень».
Какая погода осенью? Какой идет дождик осенью?
Где цветы завяли? Листья падают откуда?
Какие птицы улетели? Куда?
Что собрали колхозники?
Задание 8. Объяснить ребенку значение словосочетаний: «Моросит дождь», «серые тучи», «желтеют листья», «исчезают цветы», «наступила осень», «ранняя (поздняя) осень».
Задание 9. Составить рассказ об осени по следующему плану:
Когда наступает осень?
Назови осенние месяцы.
Приметы ранней осени в природе.
Красота золотой осени.
Какие стихи об осени ты знаешь?
Приметы поздней осени.
Труд человека в осенний период.
Задание 10. Объяснить ребенку пословицы об осени.
- Лето - со снопами, осень - с пирогами.
- В ноябре зима с осенью борется. © Холоден сентябрь, да сыт.
Тема «Грибы»
Задание 1. Родителям рекомендуется:
во время совместной прогулки в парке, в лесу показать ребенку лиственные деревья — березу, клен, липу, осину, рябину, дуб и внимательно рассмотреть, какие у этих деревьев стволы, ветки, листья;
научить различать их;
показать плоды этих деревьев;
обратить внимание ребенка на изменение окраски листьев осенью;
найти в природе листья деревьев разного цвета;
научить ребенка видеть в природе красивое, поговорить об этом.
Задание 2. Родителям рекомендуется:
пойти с ребенком в лес за грибами и показать ему съедобные грибы: белые, маслята, опята, лисички, подберезовики, подосиновики и несъедобные: поганки, мухоморы;
рассмотреть с ребенком ножку и шляпку гриба, обратить внимание на строение и окраску шляпки;
рассказать ребенку, где растут грибы, указать особые приметы этих мест (если вы не сможете побывать в лесу, купите грибы на рынке);
вместе с ребенком почистите их и расскажите о том, что грибы можно жарить, солить, мариновать и варить.
Задание 3. Отгадать загадку (выучить по выбору).
- Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
- На полянке девчонки в белых рубашках, зеленых полушалках. (Береза)
- Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
- Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила, А о чем она грустит, никому не говорит. (Ива)
- Я из крошки-бочки вылез, корешки пустил и вырос,
Стал высок и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок, ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
- В этот гладкий коробок бронзового цвета Спрятан маленький дубок будущего лета. (Желудь)
- Стоит Антошка на одной ножке, Его ищут, а он не откликается. (Гриб)
Задание 4. Выучить стихотворение (по выбору).
Грибы
Мы идем дорожками, мы идем тропинками,
Мы идем с лукошками, мы идем с корзинками.
Прямо за опушкою вдруг нашли волнушки мы
И пенек с опенками под рябиной тонкою.
Крепкий подберезовик вырос под березою,
Красный подосиновик вырос под осиною.
Вопрос. Про какие грибы говорится в стихотворении?
Листопад
Опавший листвы разговор еле слышен:
«Мы с кленов, мы с яблонь, мы с вязов, мы с вишен,
С осины, с черемухи, с дуба, с березы...»
Везде листопад — на пороге морозы!
Задание 5. Объяснить ребенку значение слова листопад.
Задание 6. Ответить на вопрос: «Чем отличается дерево от кустарника?»
Задание 7. Дидактическая игра «Назови лист» (образование относительных прилагательных): лист березы - березовый, лист клена - ..., лист осины - ..., лист липы - лист рябины - ....
Задание 8. Подобрать родственные слова: лист - листок, листочек, лиственный, лиственница, листопад; гриб - грибок, грибной, грибник, грибница.
Задание 9. Подобрать действия к предмету: листья - вянут, осыпаются, шуршат, шелестят, падают.
Задание 10. Вставить в предложение пропущенный предлог в, на, под.
Березовый лист упал ... землю. Лена увидела ... корзине желтый березовый лист. ... корзиной лежал красивый маленький лист клена.
Задание 11. Ответить на вопрос: Какой гриб растет под березой? под осиной? (Объяснить ребенку, почему так назван гриб: подберезовик, подосиновик.)
Задание 12. Во время прогулки найти листья разных деревьев, определить, с какого они дерева, найти одинаковые листья (по цвету, по форме).
Задание 13. Дидактическая игра «Узнай по описанию».
- Взрослый раскладывает перед ребенком различные грибы (натуральные или нарисованные), описывает их внешний вид, а ребенок их называет: «Растут возле пней на длинных ножках с коричневыми шляпками». (Опята)
- Ребенок сам описывает внешний вид гриба и предлагает взрослому его узнать.
Задание 14. Пересчет грибов, деревьев, листьев (согласование числительных с существительными): один мухомор, два мухомора ... пять мухоморов; одна сыроежка, две сыроежки ... пять сыроежек.
Задание 15. Вылепить из пластилина грибы.
Задание 16. Выложить фигурку из спичек по образцу.
Тема «Перелётные птицы»
Задание 1. Родителям рекомендуется:
познакомить ребенка с перелетными птицами: журавлем, гусем, лебедем, уткой;
рассмотреть на иллюстрациях их внешний вид, указав отличительные признаки;
объяснить, почему они называются перелетными, рассказать, куда и когда они улетают;
по возможности во время прогулки показать детям перелетных птиц — стаю улетающих уток, гусей и т.д.;
обратить внимание на тех птиц, которые остаются зимовать, на погоду, на ее изменения.
Задание 2. Прочитать ребенку стихотворение и обсудить его.
Осень
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят...
Видно, тоже в Африку улететь хотят. (И. Токмакова)
Задание 3. Выучить считалку:
Начинается считалка: на дубу — скворец и галка. Улетел домой скворец, и считалочке конец.
Задание 4. Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию». (Взрослый описывает внешние признаки перелетной птицы, а ребенок называет ее.)
Задание 5. Дидактическая игра «Улетает - не улетает». (Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает - улетает она на зиму или нет.)
Задание 6. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).
Лебедь, дикая утка, журавль, голубь.
Задание 7. Упражнения для пальчиков (при назывании птицы — загибать пальчики на руке).
Птичек стайка
Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек - стайка.
- Эта птичка - соловей, эта птичка - воробей.
Эта птичка - совушка, сонная головушка.
Эта птичка - свиристель, эта птичка - коростель.
Эта птичка - скворушка, серенькое перышко.
Эта - зяблик, это - стриж, это - развеселый чиж.
Ну, а это - злой орлан. Птички, птички, по
домам! (Сжать пальчики в кулачки). (И. Токмакова)
Задание 8. Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением перелетных птиц.
Тема «Человек. Наше тело.»
Развитие памяти
Игра «Кто знает, пусть продолжает»
Я знаю части тела человека: нога, живот, шея …….
Игра «Послушай, запомни и повтори»
Слова, обозначающие настроение человека: радостный, печальный, спокойный, расстроенный, возмущенный, огорченный.
Развитие внимания
Игра «Слушай внимательно и выполняй»
Положи руки на плечи. Поставь руки на пояс. Спрячь руки за спину.
Покажи левую руку, правую руку. Подними правую руку и положи ее на левое плечо. Потрогай левой рукой правое ухо. Дотронься правой рукой до левого колена. Повернись так, чтобы стена была справа, а дверь – слева.
Развитие восприятия
Игра «Ответь на вопросы»
Какого цвета у тебя глаза? Какой они формы? Из каких геометрических фигур можно нарисовать человека? Какого цвета волосы у тебя и твоих друзей?
Что находится у нас над головой? (Потолок, небо, люстра, и т.п.) Что у тебя под ногами? (Пол, ковер, земля, и т.п.)
Развитие мышления
Игра «Назови одним словом»
Голова, шея, рука, локоть, нога, колено – это (части тела человека)
Игра «Четвертый лишний»
Объясните, почему один предмет не подходит.
Рука, перчатки, голова, нога.
Глаза, уши, очки, губы.
Пальцы, ладонь, локоть, грабли.
Тема «Деревья. Лес»
Задание 1. Родителям рекомендуется:
во время прогулки в лесу или парке совместно с ребенком рассмотреть и сравнить хвойные деревья: сосну и ель, вспомнить, почему они называются хвойными и вечнозелеными деревьями;
внимательно рассмотреть и сравнить ствол, крону, расположение веток, хвою и шишки ели и сосны;
на иллюстрациях рассмотреть и другие хвойные деревья: пихту, лиственницу, рассказать, где растут эти деревья, рассмотреть их листья и плоды, в каких целях использует человек эти деревья;
объяснить ребенку, почему лес - наше богатство.
Задание 2. Вспомнить стихи и загадки о хвойных деревьях.
Задание 3. Подобрать родственные слова: ель - елка елочка, еловый, ельник (сосна).
Задание 4. Дидактическая игра «Назови - какой» (образование относительных прилагательных).
Лес (какой?) - еловый, сосновый, кедровый ... .
Шишка (какая?) - еловая ... .
Иголки (какие?) - сосновые ....
Задание 5. Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»: ель (какая?) - ..., сосна (какая?) - ..., кедр (какой?) - ... .
Задание 6. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Дуб, береза, осина, лиственница. Кедр, липа, сосна, ель.
Задание 7. Составить описательную загадку о хвойном дереве по выбору.
Задание 8. Составить сравнительный рассказ о ели и сосне по плану:
Что это?
Где растет?
Какой внешний вид (величина, крона, хвоя, шишки)?
В каких целях человек их использует?
Задание 9. Составить предложения из слов.
Заяц, елка, сидеть, под.
Белка, сидеть, сосна, на.
Гриб, расти, ели, между.
Задание 10. Выучить и отгадать загадку.
Ее всегда в лесу найдешь, пойдем гулять - и встретим.
Стоит, колючая, как еж, зимою в платье летнем.
А к нам придет на Новый год — ребята будут рады,
Хлопот веселых полон рот, готовят ей наряды. (Елка)
Задание 11. Выложить из спичек фигурку по образцу
Задание 12. Изготовить поделки из природного материала (шишек, хвои, деревьев).
Тема «ОДЕЖДА» «ОБУВЬ»
Задание 1. Родителям рекомендуется:
- рассказать ребенку о том, какое время года наступило;
- обратить внимание на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь);
- объяснить ребенку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года. При этом следует внимательно рассмотреть, ощупать осенние одежду, обувь и головные уборы, определить их качества и назначение;
- во время прогулки будет полезно обратить внимание ребенка на то, как одеты люди осенью;
- в качестве экскурсии посетить магазины, где продают одежду, обувь и головные уборы.
Задание 2. Прочитать и выучить стихотворение.
Дождик, дождик — кап-кап-кап, мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки.
Задание 3. Отгадать загадки и выучить по выбору.
- Меня часто зовут, дожидаются,
А приду — от меня укрываются. (Дождь)
- Из-под крыши крыша под дождик вышла. (Зонт)
Задание 4. Внимательно рассмотреть верхнюю одежд) и назвать ее детали (воротник, карман, пуговицы, рукава....).
Задание 5. Дидактическая игра «Чья, чей, чьи, чье?» (употребление притяжательных местоимений). Это чья шапка? - Моя. Это чьи перчатки? - Мои. Это чей шарф? - Мой. Это чье пальто? - Мое.
Задание 6. Подобрать как можно больше предметов к местоимениям: моя - шапка ...; мой - шарф ...; мои -сапоги ... .
Задание 7. Выполнить указание и ответить на вопрос (понимание сложных инструкций):
Повесь шарф на спинку стула, а шапку положи на стул Что ты сделал сначала, а что потом?
Задание 8. Дидактическая игра «Один - много» (употребление множественного числа существительных): шарф -шарфы; шапка - ...; перчатка - ...; носок - ....
Задание 9. Дидактическая игра «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательньных cуффиксов): шапка - шапочка; сапоги - ..., пальто - ...; куртка - ...; кепка - ... .
Задание 10. Дидактическая игра «Подбери признак».
Куртка (какая?) - красная, теплая ... .
Сапоги (какие?) - коричневые ... .
Шарф (какой?) - ....
Пальто (какое?) - ....
Задание 11. Назвать осеннюю одежду, обувь, головные уборы. Рассказать о порядке надевания вещей при выходе па прогулку.
Задание 12. Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением осенней одежды, обуви и головных уборов.
Тема «ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»
Задание 1. Родителям рекомендуется:
- рассмотреть вместе с ребенком посуду - кухонную, чайную, столовую;
- закрепить с ребенком названия предметов и слова, определяющие их назначение;
- показать ребенку продукты, из которых готовится пища;
- закрепить названия обеденных блюд (борщ, суп, каша и т.д.), названия продуктов, а также слова, обозначающие способы приготовления пищи. При этом следует спросить у ребенка: «Что готовят из мяса? картофеля? капусты? Из чего готовят винегрет?» Затем необходимо выяснить, какую он знает посуду (кухонную, столовую, чайную);
- показать, где дома хранится посуда (в шкафу, в буфете, в столе, в серванте);
- рассмотреть посуду, объяснить, что посуда бывает двух видов: в которой готовят пищу и из которой едят;
- сравнить посуду (большие ложки и маленькие, мелкие тарелки и глубокие...), обратив внимание на то, что посуда может биться;
- в качестве экскурсии сводить ребенка в магазин, где продают посуду.
Задание 2. Отгадать загадку.
Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник)
Задание 3. Составить предложения с предлогом в, упражнять в словообразовании.
- В какую посуду кладут ... (хлеб, горчицу, перец, салат, конфеты, соль, молоко, селедку, масло)?
- Что кладут в салатницу (селедочницу, солонку, масленку, сухарницу)?
- Что наливают в супницу, молочник, соусницу, кофейник, чайник?
Задание 4. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу:
Соль кладут в пюре, а сахар - в чай. (В какую еду кладут соль, а в какую сахар?)
В стакане - кефир, а в чашке - кофе. (Какой напиток в какой посуде?)
Задание 5. Составить предложения с предлогом с (употребление творительного падежа существительных).
С чем ведро, если в нем ... (вода, молоко, белье, бумага, снег...)?
С чем кастрюля, если в ней ... (суп, борщ, картошка...)?
С чем чашка, если в ней ... (чай, кисель, кофе, молоко...)?
С чем банка, если в ней ... (капуста, варенье, мед, мука...)?
Задание 6. Дидактическая игра «Какое это блюдо?» (образование относительных прилагательных).
- Какой суп из ... (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?
- Какая каша из ... (пшена, геркулеса, манки ... )?
- Какое варенье из ... (яблок, сливы, абрикоса, малины... )?
- Какой сок из ... (моркови, груши, апельсина ... )?
- Какая посуда бывает ... (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная - сделана из стекла.)
Задание 7. Объяснить ребенку значение сложных слов «картофелечистка», «овощерезка», «кофеварка», «соковыжималка», «мясорубка», «кофемолка», «соковарка».
Задание 8. Дидактическая игра «Сосчитай посуду» (согласование существительных с числительными): один нож, два ножа, три ножа, четыре ножа, пять ножей.
Задание 9. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).
Чашка, блюдце, кастрюля, чайник. Поварешка, тарелка, супница, сахарница.
Задание 10. Ребенок вместе со взрослым должен:
вымыть посуду;
накрыть стол к обеду.
Задание 11. Вырезать картинки с изображением посуды различных видов и вклеить их в тетрадь.