Педагог-психолог о важном

Региональная карта помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия или эксплуатации, Брестской области

ПРОБЛЕМА ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

22.11.2023
Домашнее насилие в семье – это, к сожалению, не редкость. Многим людям приходится жить в семьях с подобными отношениями, и вместо доверия, чувства защищенности, любви, партнерства, ведущую роль занимает жестокость, тревога, страх, побои. Сразу в голове вырисовываются жуткие картины: муж избивает жену или мать, бросается с ножом, пугает сбросить с балкона, издевается над детьми, избивает их, представляется мужчина-алкоголик, игроман, безумный ревнивец. Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. В её позитивном развитии, сохранении и упрочнении заинтересовано общество и государство, в крепкой, надёжной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Однако вне общества, вне государства нет и семьи. Современные жизненные реалии все чаще заставляют задуматься над тем, что семейное насилие – это не только причинение физического вреда, но в большей степени систематическое психическое воздействие одного члена семьи на другого, путем унижения, оскорбления, усиления экономической и иной зависимости. К числу наиболее важных криминогенных условий, способствующих совершению домашнего насилия, следует отнести пьянство, поскольку употребление спиртных напитков, а тем более систематическое, способствует ослаблению или потере самоконтроля, проявлению жестокости, грубости, вспыльчивости и агрессивности. Опьянение резко обостряет и другие отрицательные качества характера, такие как чувство мести, ревности. Одна из главных особенностей домашнего насилия - повторяющиеся инциденты разных видов насилия, таких как физическое, психологическое, сексуальное и экономическое. Так, в Пинске 37-летний ранее судимый мужчина, систематически, в состоянии алкогольного опьянения избивал жену, находящуюся в отпуске по уходу за ребенком. На мужа неоднократно поступали заявления от неравнодушных соседей и матери потерпевшей. Однако, женщина, боясь за свою жизнь и жизнь своего ребенка, не решалась сообщить в милицию о побоях самостоятельно. С мужчиной неоднократно проводились профилактические беседы. Как итог, благодаря профессиональной работе правоохранителей, по ходатайству в прокуратуру в отношении фигуранта возбуждено уголовное дело. Похожий случай произошел в Барановичах. Мужчина систематически, выпивая, в ходе ссор, поднимал руку на свою жену, которая находится в отпуске по уходу за ребенком. Женщина однажды обращалась в милицию, но в прошлый раз дело закончилось примирением в суде. В этот раз в отношении мужчины возбуждено уголовное дело по статье 154 УК Республики Беларусь. Справочно: за 9 месяцев 2023 года отмечается увеличение числа преступлений в сфере домашнего насилия. Возбуждено 191 уголовное дело по ст. 153, 154, 186 УК. Рассматривая социальную характеристику подозреваемых в совершении особо тяжких и тяжких преступлений против жизни и здоровья в сфере домашнего насилия можно отметить, что более половины 53,3% совершено мужчинами. 46,7% подозреваемых не имели постоянного места работы. В июле 2022 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 06 января 2022 г. №151-З, которым внесены изменения в Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений». Согласно вступивших в законную силу изменений, профилактический учёт осуществляется в отношении граждан, совершивших домашнее насилие и впервые привлечённых к административной либо уголовной ответственности. Также одним из нововведений является и то, что «жертва» домашнего насилия вправе подписать защитное предписание сразу же после семейного конфликта, тем самым ограждая себя в дальнейшем от агрессивных действий члена семьи, совершающего насилие, так как тот согласного защитного предписания обязан покинуть общее с «жертвой» жилое помещение на определённый срок и не имеет право общаться с пострадавшей, в том числе по телефону и с использованием сети Интернет. За нарушение требований защитного предписания «домашний агрессор» может быть привлечён к административной ответственности по части 2 статьи 10.1 КоАП Республики Беларусь. Справочно: с целью профилактики тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, в том числе в сфере домашнего насилия, на территории области проведено 7 комплексов дополнительных мероприятий. Правоохранители обращают внимание, что любой пострадавший от домашнего насилия может получить психологическую помощь в территориальном центре социального обслуживания населения. Также в центре работает «кризисная» комната. Она осуществляет свою деятельность круглосуточно, оборудована всеми видами коммунально-бытового благоустройства и предназначена для предоставления временного приюта жертвам домашнего насилия. Во время пребывания граждан в «кризисной комнате» бытовые и прочие условия их жизнедеятельности осуществляются на принципах самообслуживания. При заселении семьи с детьми уход за детьми осуществляется родителем. Питание граждан, при необходимости осуществляется из средств местного бюджета, средств, полученных от приносящей доходы деятельности территориального центра, безвозмездной (спонсорской) помощи, других источников, не запрещенных законодательством. Услуга временного приюта является безвозмездной. Режим работы «кризисной комнаты» круглосуточный. Срок оказания услуги определяется в договоре и может быть продлен с учетом обстоятельств конкретной жизненной ситуации. В случае совершения домашнего насилия, для своей защиты рекомендуем вам обратиться по телефонам территориальных центров социального обслуживания населения. ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района г. Бреста»: тел: 8 (0162) 43-59-13 ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Бреста»: тел: 8 (0162) 54-64-02 Кроме того, вам всегда помогут по телефону 102. Если Вы стали «жертвой» домашнего насилия, либо Вам стало известно о том, что в той или иной семье сложилась неблагоприятная обстановка, возникают конфликтные ситуации, члены семьи злоупотребляют спиртными напитками, дети находятся в социально-опасном положении, убедительная просьба сообщить данную информацию в органы внутренних дел. Только активная жизненная позиция всех граждан сможет предотвратить семейные трагедии. По информации УВД Брестского облисполкома
развернуть

ИГРУШКИ, КОТОРЫЕ МАНИПУЛИРУЮТ ДЕТЬМИ И ОЗЛОБЛЯЮТ ИХ

14.11.2023
ИГРУШКИ, КОТОРЫЕ ОЗЛОБЛЯЮТ И МАНИПУЛИРУЮТ ДЕТЬМИ по материалам interfax.by Режим доступа:– https://www.interfax.by/article/100563 Дата доступа: 04.07.2019 Психологи обеспокоены тем, насколько изменилось качество детской игры современных детей: она стала однообразной, агрессивной и индивидуалистичной. Одна из причин печальной тенденции – многие модные игрушки, которые тормозят развитие ребенка, искажают его эмоциональную сферу и формируют негативные свойства характера. Об опасных «игрушках престижа» рассказала детский психолог Инна Малаш. Больше чем игра Для малыша игрушка – незаменимый инструмент познания окружающего мира, позволяющий овладевать новыми действиями, решать новые и все более трудные задачи. Поэтому взрослым следует со всей ответственностью подходить к выбору игрушек – не только учитывать возраст ребенка и удостоверяться в их санитарно-гигиенической безопасности, но и знать критерии педагогической и психологической полезности и вредности «друзей детства». Для этого важно иметь представление о значении игры для ребенка: игра – это ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, определяющая развитие его интеллектуальных, физических и моральных сил; в игре формируется творческое воображение; игра – это «школа произвольного поведения» (ребенок учится осознанно управлять своими поступками); игра – это «школа морали в действии» (именно игра и сказка помогают ребенку уяснить, «что такое хорошо и что такое плохо»; словесные объяснения могут быть долгими и безуспешными); в игре ребенок учится общению, взаимодействию с другими людьми и познает самого себя; в игре ребенок учится выражать свои чувства и понимать чувства других людей; в игре происходит повторение социальной практики, доступной пониманию ребенка. Вредные игрушки На первый взгляд может показаться, будто нет ничего сложного в том, чтобы определить, какие игрушки способны причинить вред развитию малыша. Так, безоговорочно вредны игрушки, которые не пробуждают у ребенка стремления к познанию окружающего мира или делают невозможной самостоятельную и свободную творческую игру. Однако на практике провести границу между игрушечным «добром» и «злом» неспециалистам часто нелегко. К тому же многих взрослых сбивает фактор цены: большинство вредных для детской психики игрушек отнюдь не дешевы, поэтому в их «всесторонней» безопасности не сомневаются. Итак, с какими игрушками детские психологи категорически не советуют знакомить детей дошкольного возраста? Куклы-женщины (Барби, Синди, Братц и др.). Играя со «взрослой» куклой, маленькая девочка ограничена в возможности имитировать маму. Это неблагоприятно сказывается на отношении будущих женщин к материнству. Многие психологи убеждены, что куклы Барби и их аналоги являются воплощением антикульта хранительницы домашнего очага. Также высказываются мнения, что куклы-женщины с неестественными пропорциями способны заронить в души девочек первые зерна недовольства собственным телом. В будущем возможны «всходы» в виде таких психических расстройств у девушек, как анорексия и булимия. Страшные игрушки (куклы-монстры, мутанты, чудовища, уродцы). Если традиционные игрушки – добрые и милые – выполняют психотерапевтическую функцию (помогают детям овладевать своими страхами и побеждать их), то жуткие изделия игрушечной промышленности, наоборот, привносят в жизнь малышей дополнительную порцию кошмаров. Эти игрушки оказывают непосредственное влияние на формирование черт характера: ребенок, копируя образ куклы, отождествляя себя с нею, может стать замкнутым, недоверчивым, злобным. Также игрушечные монстры-«сотоварищи» будят в детях неконтролируемую агрессию, вызывают нарушения концентрации и распределения внимания, могут быть причиной затруднений в построении отношений ребенка со сверстниками и взрослыми. Кроме того, страшные игрушки извращают чувство прекрасного, а значит, препятствуют формированию у детей эстетического вкуса. Электронные игрушки (транспортные, музыкальные), создавая иллюзию активности ребенка, на самом деле манипулируют им и задают программу действий. В сущности, маленький человек превращается в созерцательно-пассивное «дополнение» к игрушке, его деятельность сводится к бесполезному для развития логики нажатию кнопок. А отсутствие простора для представлений, фантазирования, преобразований и экспериментов тормозит развитие творческого мышления ребенка. Интерактивные куклы и животные способствуют искаженному развитию сферы эмоций и чувств. Имея в своем арсенале множество ответных реакций на взаимодействие с человеком, эти игрушки эмоционально «дезориентируют» малыша: на поглаживание и покачивание могут ответить плачем или звуками неудовольствия, а на агрессию или долгое невнимание – обниманием или радостными репликами. Способы противостоять игрушечному коварству Родительская осведомленность о психологическом вреде современных игрушек, увы, не гарантирует взрослым спокойной жизни, а детям – счастливого и безопасного детства. Агрессивная реклама и заказываемые производителями игрушек хвалебные аннотации делают свое черное дело. Поэтому мамам и папам важно знать, как действовать, если ребенок мечтает о вредной игрушке. Прежде всего, родителям стоит задуматься, что привлекает малыша в игрушке. Для этого следует выяснить, как и в чьей компании ребенок собирается с ней играть. Ответ «Я буду ее бить!» свидетельствует о подавленной агрессии. Ее может вызвать неудовлетворенность основных психологических потребностей ребенка в любви и заботе. Также агрессию часто провоцируют обиды на родителей или других близких людей (бабушку, брата, друга и др.). Решить проблему помогут совместные игры и разговоры родителей и ребенка, а также специальные игровые методы снижения уровня агрессивности (например, можно покричать в стаканчик, устроить бой газетными снежками, слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее и др.). Если ребенок хочет привлечь к себе внимание сверстников, он скажет: «Я принесу игрушку в детский сад, и тогда Маша (Ваня) будет со мной играть». Также дети нередко просят купить им ту или иную игрушку, потому что «такая есть у Маши (Вани)». Возможный корень проблемы – заниженная самооценка малыша. В этом случае родителям важно пересмотреть свои методы воспитания. Вторая распространенная причина – несформированные у ребенка игровые навыки. Их можно развить, только регулярно играя вместе с ребенком. Как поступить, если ребенку подарили вредную игрушку? В идеальном варианте родственники и друзья должны ставить родителей в известность о том, какие игрушки они собираются дарить. Но в действительности от нежелательных подарков не застрахована ни одна семья. Поэтому мамам и папам желательно знать, с какими проблемами они могут столкнуться, если после праздника решат избавиться от вредной игрушки. Во-первых, это обида «дарителей». Многие родители даже не пытаются объяснить родственникам и друзьям, какой вред подаренная игрушка может причинить ребенку. Их останавливают скрытые и плохо осознаваемые мотивы (страх одиночества и отвержения, чувство вины и др.). Однако родителям важно понимать: если они не умеют договариваться с людьми, конструктивно вести споры и разрешать разногласия, то они не смогут научить этому своих детей. Во-вторых, ребенок может яростно протестовать. Для того, чтобы не омрачать праздник, не стоит отбирать подарок у счастливого малыша. «Изолировать» вредную игрушку можно через несколько дней. Главное – идти до конца, не поддаваясь на требования ребенка вернуть подарок. Если взрослым трудно не отступить от принятого решения, значит, им следует предаться размышлениям о своей родительской роли и честно ответить самим себе на вопросы: «Не руководит ли мною ребенок?», «Не иду ли я на поводу у него?». Положительные ответы – повод задуматься о причинах.
развернуть

Уберечь детей от беды

30.10.2023
Уберечь детей от беды: странные предложения на улице К сожалению, сегодня преступления сексуального характера, посягающие на половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетних, сохраняют свою актуальность. Однако угрозу можно минимизировать, если соблюдать правила безопасности и принимать в сложном случае правильное решение. Сегодня мы обсудим ситуации, которые могут возникнуть с детьми на улице. Расскажите об этих правилах поведения детям – возможно, это поможет уберечь их от беды. Напомните своим детям о правилах пяти «нельзя»: нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом; нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт; нельзя садиться в чужую машину; нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо; нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты. Поясните ребёнку: • если незнакомые люди спрашивают, как найти улицу, можешь сказать, как дойти, но ни в коем случае не провожай; • если пытаются уговорить, отвечай, что тебе надо пойти домой и предупредить родителей, рассказать им, куда и с кем отправляешься; • если незнакомец предлагает посмотреть что-то или помочь донести сумку, обещая заплатить, отвечай «Нет!»; • если незнакомые люди предложили сниматься в кино или участвовать в конкурсе красоты, ни в коем случае не соглашайся сразу, а спроси, когда и куда можно подойти вместе с родителями, либо попроси оставить телефон, чтобы с предлагающим услуги могли связаться взрослые; • если же человек всё равно не отстаёт, постарайся выйти к проезжей части и подойти к людям. Ни в коем случае не заходи в тихие дворы, а тем более – в чужие подъезды; • если у тебя с собой сотовый телефон, позвони родителям или знакомым, громко скажи, где ты находишься, и попроси встретить. И главное - постройте с ребенком теплые, доверительные отношения. Ведь в беду чаще всего попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания. УВД Брестского облисполкома напоминает: если ваш ребенок стал жертвой педофила, незамедлительно позвоните по телефону 102. Максимальные санкции статьи за педофилию предусматривают до 15 лет лишения свободы. Администрация Московского района г. Бреста
развернуть

Адаптация детей к детскому саду. Что необходимо знать.

Адаптация - активный процесс, приводящий как к позитивным, так и негативным результатам. Адаптация проявляется в совокупном изменении организма и психики. Адаптация - это приспособление организма и личности к новой обстановке. Для ребенка дошкольная организация является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Поэтому темпы адаптации у разных детей будут различны. Залог успешного посещения ребенком садика – контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать. Успешная адаптация создает внутренний комфорт (эмоциональную удовлетворенность) и внешнюю адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования окружающей среды). Проблемы социальной и психической адаптации остаются на уровне современных теоретических исследований и сведены к рекомендациям приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения перед поступлением ребенка в детский сад. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Привыкнуть к детскому саду не просто. Вряд ли кто может с точностью определить, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «садовского». Из привычного семейного мира ребёнок попадает в совершенно новые условия детской среды. Ребёнок в адаптационный период — живая модель стрессового состояния. Адаптация организма к новым условиям социального существования, к новому режиму может сопровождаться изменением поведения ребёнка, нарушением сна, снижением или отсутствием аппетита. Наибольшая тяжесть для организма приходится на начальный период адаптации. Если перестройка организма в этот период затягивается, то возрастает риск возникновения дезадаптации, которая в дальнейшем может привести к нарушению здоровья, поведения и психики ребенка. Физиологические возможности относительно адаптации ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным и психофизиологическим нарушениям, что провоцирует замедление темпа развития. Необходимо отметить, что проблема адаптации ребенка к детскому саду в раннем возрасте изучена недостаточно полно, имеющиеся в психологической и педагогической литературе данные немногочисленны, психологических исследований явно не хватает. Эта ничуть не менее значимая проблема, чем переход ребенка в школу и адаптации к ней, являющаяся предметом многочисленных исследований, остается без должного внимания. Существует небольшое количество отдельных педагогических исследований означенной проблемы, например исследование Л.Н. Павловой. Она считает, что поведенческие реакции ребёнка в адаптационный период зависят от возраста детей. Для ослабленных, часто болеющих детей период привыкания проходит значительно тяжелее. Особенности адаптационного периода зависят также и от предшествующего опыта ребёнка, т. е. от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в механизме приспособления к меняющимся условиям жизни. Дети из многодетных семей, из семей с большим количеством родственников, намного быстрее адаптируются к новым условиям, чем те дети, жизнь которых протекала в однообразной обстановке с ограниченным кругом взрослых. В раннем возрасте огромное значение для развития ребенка имеет общение с родителями. По мнению Лисиной М.И.: «общение служит основой поддержания эмоционального равновесия ребенка, становления предметной деятельности и, благодаря этому, формирование адекватного образа Я». Снижение количества контактов с близким взрослым, вызванное поступлением в детский сад, является серьезной психологической нагрузкой. Эмоционально тяжело любому ребенку, неважно, сколько ему лет: полтора года, два или три. Изменение социальной среды отражается и на психическом и на физическом здоровье ребенка. Процесс привыкания ребенка к детскому саду достаточно длительный и связан, как правило, со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. Необходимо учитывать и тот факт, что у детей на этот период может накладываться ещё и кризис трёх лет, который сопровождается изменением позиции ребёнка, возрастанием его самостоятельности и активности. Характер протекания процесса адаптации в любом возрасте зависит от биосоциального анамнеза, определяемого совокупностью сведений об особенностях индивидуального онтогенеза начиная с перинатального периода и до возраста поступления в дошкольную образовательную организацию. Факторы, определяющие функциональные возможности детского организма в период его адаптации: · Уровень развития ребенка и состояние его здоровья (функциональная активность систем). · Биологический риск. К биологическому риску относятся: патология беременности и родов (определение кислородной обеспеченности мозга плода и новорожденного); заболевания новорожденного в первые три месяца; частота заболеваемости до посещения учреждения (соматическое состояние ребенка). Данные факторы повышают риск нарушений функциональной активности систем организма и увеличения степени тяжести адаптации. · Фактор социального генеза — нарушение режима жизнедеятельности ребенка (сна, бодрствования, приёмов пищи), увеличение нервно-психического напряжения повышают риск хронического переутомления и, как следствие, задержки психического развития ребенка. В результате плохо формируются либо не формируются вообще умения и навыки ребёнка, а также его личностные качества. Может отмечаться нарушение хода образования социальных потребностей, соответствующих нормативному возрастному развитию. Возрастные особенности появления и закрепления разных форм социального поведения определяют последующий характер реакций ребенка на новые и более сложные ситуации развития. Социальная зрелость на определённом возрастном отрезке, включающая и возможности социальной адаптации, характеризует процесс перестройки поведенческих форм ребенка в изменяющихся социальных условиях (адаптационные возможности организма формируются в соответствии с ближайшей зоной развития ребёнка и его психики). Некоторые исследователи сравнивают показатели нервно- психического напряжения в процессе адаптации ребенка с силой стресса космонавта. Степень нервно-психического напряжения может быть минимальной (легкая адаптация) или максимальной, на уровне срыва (тяжелая адаптация). Данные проявления фиксируются на психоэмоциональном уровне. Существуют фазы адаптационного периода: Острая фаза – сопровождается определёнными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что может спровоцировать снижение аппетита и, как следствие, снижение веса, повышение количества респираторных заболеваний, нарушение сна, регресс в речевом развитии. Фаза длится в среднем 1 месяц. Различают три степени тяжести острой фазы адаптационного периода: Легкая степень - поведение нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения. Через двадцать дней пребывания в детском саду у ребенка нормализуется сон и аппетит. Настроение бодрое, заинтересованное, хотя может наблюдаться утренний плач. Отношения с взрослыми людьми и родителями не нарушаются. Отношение к другим детям может быть как индифферентным, так и заинтересованным. Интерес к окружающим восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь может притормаживаться, но ребенок откликается и выполняет указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Болеет не чаще одного раза, сроком, не превышающим 10 дней, при этом отсутствуют осложнения по заболеванию. Признаков невротических реакций и изменений в деятельности вегетативной нервной системы не наблюдается. Средняя степень тяжести – поведение нормализуется в течение месяца, есть признаки психического стресса. Нарушения общего состояния более яркие и продолжительные. Сон и аппетит приходит в норму лишь через 20- 40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца. Отношение ребёнка к близким людям, в большинстве своём, эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встречи). Отношение к другим детям в основном безразличное, хотя может быть и заинтересованное. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Заболевания до двух раз, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется, либо снижается. Проявляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях с взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменение вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) – в течение 1.5-2 недель. Тяжелая степень — длительность от 2 до 6 месяцев. Ребенок часто болеет, теряет приобретённые навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. Ребенок плохо засыпает, сон беспокойный, просыпается со слезами, аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональное нарушение стула. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Отношение к близким людям эмоционально- возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегание контактов или проявление агрессии. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2-3 периода. Игра ситуативная, кратковременная. Тяжелая степень адаптации может проявляться в двух вариантах: - нервно-психическое развитие отстает на 1 квартал, респираторные заболевания более 3-х раз, длительность более 10 дней, ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов. - нервно-психическое развитие отстает на 2-3 квартала от исходного, замедляется рост и прибавка в весе, частые заболевания. Тяжелая адаптация в силу обусловливающих ее причин неблагоприятно сказывается на развитии ребенка и состоянии его здоровья, которые нормализуются в дальнейшем очень медленно, иногда в течение нескольких лет. 1. Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть сдвиги наблюдаются по отдельным параметрам, на фоне замедления темпа развития, особенно психического, по сравнению со средневозрастными нормами, фаза длится 3-5 месяцев. 2. Фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития, ребёнок к концу адаптационного года преодолевает указанную выше задержку развития. Наблюдается избегание контактов или проявление агрессии. Отказывается от участия в деятельности. В адаптационном процессе заинтересована вся личность ребенка в ее совокупности, но решающее значение принадлежит эмоциям. Ребенок быстро и непосредственно эмоционально реагирует на все воздействия внешней среды. От положительных или отрицательных эмоциональных отношений, которые возникают между ребенком и новой средой, зависит скорость и легкость его приспособления. Поведение ребенка характеризуется в периоде бодрствования интенсивностью и уровнем его деятельности. Поэтому наряду с изменениями эмоционального состояния, сна и аппетита, очень важно учитывать как индикаторы процесса адаптации и изменения активности ребенка в его игре и взаимоотношениях с другими людьми. Период адаптации может быть различным по продолжительности и по форме проявления у детей. Некоторые из детей прибегают к пассивности, другие подчеркивают свою беспомощность и постоянно ищут поддержки у взрослых, третьи реагируют в первые дни плачем и криками на расставание с родителями и успокаиваются с трудом. Практика показывает, что более быстрая и более легкая адаптация детей в саду зависит в очень большой степени от того, как его приняли в яслях и в какой мере ему уделили индивидуальное внимание. Причиной трудного привыкания к яслям может служить рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребенка с взрослым и становлением новой ведущей деятельностью с предметами, требующей другой формы общения — сотрудничества с взрослым. Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к яслям, является не сформированные действий с предметами, они не умеют сосредоточиваться на игре, мало инициативны в выборе игрушек, не любознательны. Любая трудность расстраивает их деятельность, вызывает капризы, слезы. Такие дети не умеют налаживать деловые контакты с взрослыми, предпочитают эмоциональное общение. Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение с ровесниками. Одни сторонятся сверстников, плачут при их приближении, другие с удовольствием играют рядом, делятся игрушками, стремятся к контактам с ними. Неумение обращаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов с взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода. Для того чтобы процесс адаптации детей в дошкольное образовательное учреждение проходил легче, необходимо учитывать все перечисленные выше факторы. Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме. Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры. Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима "пища". Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка с взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир[33]. Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Может быть, именно поэтому, пока родители не догадаются купить ребенку краски, первые живописные этюды ему приходится выполнять подручными средствами - манной кашей на кухне или мыльной пеной в ванной. Можно научить ребенка рисовать мокрыми ладошками или папиным кремом для бритья, который наносится на ладони. Задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации являются: создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки; понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть; предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности. При проведении занятий воспитатели учитывают специфику работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. Это обусловливает необходимость активности со стороны педагога, психолога по выявлению психологических проблем у детей, в т.ч. и в период адаптации [32]. В адаптационный период, который может продолжаться от недели до трех, пребывание ребенка в детском саду должно быть укорочено, а рядом должна быть мама. Во время игры ребенок ненадолго отходит от мамы, но затем возвращается к ней за «эмоциональной подпиткой». Мама при этом следит за безопасностью малыша, своевременно окликается на его призывы. Постепенно время отхода от мамы у малыша увеличивается, малыш начинает проявлять самостоятельность в игре. Мама, предупреждает малыша, что она ненадолго отойдет и придет за ним после прогулки. Важно по возвращении мамы обратить внимание малыша на то, что мама его не обманула и действительно вернулась к нему. Постепенно время отсутствия мамы увеличивается и ребенок остается в группе на то же время, но без мамы. Исходя из индивидуальных особенностей поведения ребенка, время нахождения ребенка в группе увеличивается постепенно. Ребенок может сам выразить желание спать и обедать вместе с детьми. Отсутствие у детей раннего возраста рефлексии, с одной стороны, облегчает, а с другой - усложняет диагностическую работу и постановку общей проблемы ребенка. Коррекционная работа, связанная с переживаниями ребенка, осуществляется по принципу "здесь и теперь" с акцентом на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые проявляются в ходе коррекционного процесса. По окончании второго этапа работы проводится заключительная диагностика степени адаптации детей раннего возраста, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностики. Воспитатель детского дошкольного учреждения формирует у ребенка интерес к окружающему, развивает манипулятивную, предметную и игровую деятельность. Лишь взрослый может зародить у ребенка интерес к наблюдениям в природе, к рассматриванию предметов окружающего мира и декоративно-прикладного искусства, к обследованию реальных предметов с целью их последующего изображения или обыгрывания. В процессе адаптации детей раннего возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии необходимо учитывать все эти принципы. При этом следует иметь в виду, что чем глубже недоразвитие познавательной деятельности ребенка, тем дольше и интенсивнее проводится коррекционно- педагогическая работа с ним. Необходима целенаправленная организация жизни ребенка раннего возраста при поступлении его в дошкольное учреждение, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Педагоги, работающие с детьми раннего возраста, разработали правила для себя и для родителей, имеющих детей раннего возраста. На основании вышеизложенного определились следующие цели, которые в своей работе должны реализовать работники дошкольных учреждений во время адаптационного периода у детей: - создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе; - формирование у детей чувства уверенности в окружающем; - педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации детей. В обучении малыша раннего возраста используются приемы, формирующие отдельные этапы его деятельности, скорее даже действий, поскольку в раннем возрасте деятельность ребенка сводится к совокупности отдельных действий. Ни в коем случае не обсуждайте при ребенке волнующие вас проблемы, связанные с детским садом. Не показывайте ему, что вы волнуетесь, боитесь или в чем-то не уверены. Дети в этом возрасте крайне чувствительны к малейшим нюансам нашего настроения легко «считывают» эмоции близких, особенно матери, как бы она не старалась скрыть свое состояние за улыбкой или словами. Узнайте заранее все новые моменты в режиме дня в детском саду и введите их в режим дня ребенка заранее, пока он находится дома. Как можно раньше познакомьте малыша с детьми в детском саду и воспитателями в группе, куда он в скором времени придет. Очень хорошо, если в группе окажутся дети, с которыми ваш ребенок уже играл раньше, например во дворе. Настраивайте ребенка как можно положительнее к его поступлению в детсад. Готовьте его к временной разлуке с вами и давайте ему понять, что это неизбежно, потому, что он уже большой. Говорите ему о том, как это здорово, что он уже такой взрослый. И самое главное – все время объясняйте ребенку, что он для вас, как и прежде, дорог и любим. Раскройте малышу «секреты» возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми. Ни в коем случае не угрожайте ребенку садом, как наказанием за то, что он плохо себя ведет! Постарайтесь спланировать свое время так, чтобы в первую неделю посещения детсада ребенок не оставался там более, чем 2-3 часа. В семье в этот период необходимо создать спокойный и бесконфликтный климат для вашего малыша. Щадите его ослабленную нервную систему! Не реагируйте на его выходки и не наказывайте за капризы. Лучше на время отменить походы в кино, цирк, в гости, сократить время просмотра телевизора. Постарайтесь в выходные дни соблюдать дома такой же режим, какой был в детском саду. Стоит за несколько дней до поступления в садик познакомить с ним ребенка: показать игровую комнату, игрушки, продемонстрировать, как удобно мыть руки, сидеть за детским столиком и т.д. Это «первое свидание» непременно должно быть окрашено теплым, участливым вниманием к новичку, уверенностью в его положительных качествах, умениях и знаниях и в том, что он со всеми новыми заботами непременно справится, и будет чувствовать себя в садике как дома. В некоторых детских садах разрешают маме поначалу присутствовать вместе с ребенком. Иногда малышу разрешают приходить в детский сад со своей любимой игрушкой. Приспособление к детскому саду может осложниться из-за таких (по мнению взрослых!) мелочей, как отсутствие любимой игрушки, с которой привык играть и засыпать ребенок, отсутствие «своего» места за столом и т. д. Родителям необходимо проявлять живой интерес к успехам малыша, новым друзьям, заданиям, которые он выполняет, и трудностям, которые у него возникают, поощрять малыша в его успехах и помогать в адаптации. Однако не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило, когда мама забирает малыша из детского сада – он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет. Ребенок может соскучиться и по родителям – поэтому маме не следует, придя с ребенком, домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Надо позволить малышу посидеть на коленях у взрослого, расслабиться от прикосновений. Он может нуждаться в спокойной прогулке с взрослым, расслабляющей музыке . Наиболее распространенный источник напряжения в период адаптации – это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т.д. Другой источник напряжения – повышенные требования к произвольной регуляции поведения, сдерживанию себя. В этом плане бывает полезным для разрядки предоставлять ребенку возможность «побеситься» дома. Рекомендуется больше играть с малышом в подвижные эмоциональные игры. Если не разрядить напряжение, которое возникает у ребенка, чувствующего себя в саду скованно, напряженно, то оно может стать причиной невротических расстройств. Наблюдая за малышом, взрослый почувствует, какие именно занятия после детского сада помогают ему расслабиться, сбросить напряжение: игры с братом, прогулка с мамой, общение с домашними животными или активные игры во дворе. Обычно период адаптации заканчивается к концу первого месяца. Анализ работы в детских дошкольных учреждениях за последние годы показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.
развернуть

СТОП НАСИЛИЮ!

17.05.2023
Половая свобода и неприкосновенность гарантируется Конституцией Республики Беларусь.
развернуть

В Республике Беларусь по-прежнему сохраняются негативные тенденции в сфере совершения преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних (далее педофилия) и оборота детской порнографии. Уважаемые родители! Будьте предельно бдительны и внимательны к своим детям! Внимательно наблюдайте эмоциональное состояние детей и незамедлительно обращайтесь за помощью! Вы можете сообщить, в том силе и анонимно сведения о фактах насилия над детьми в отделение по наркоконтролю  противодействию торговле людьми криминальной милиции УВД администрации Московского района г. Бреста по телефону 40 89 69 либо по телефону 102

свернуть

Притчи

Коллекция притч

 Притчи — это не просто тексты, не    просто выдуманные рассказы. Это в  первую очередь повествование о  реальных событиях. Притчи из поколения в поколение передавались из уст в уста, дополняясь подробностями, но при этом не утратили своей мудрости и простоты.
Каждая притча может научить чему-либо. В ней заложен определённый смысл. Легенды и притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день, они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения.

В каждой притче есть действие, которое приводит к какому-либо результату. И, конечно же, в каждой притче есть суть. Это основная часть любой притчи. Именно от того, на сколько глубока суть, зависит ценность той или иной притчи.

На первый взгляд может показаться, что притча не несёт никакой полезной информации, но это только на первый взгляд. Если притча не понравилась, показалась непонятной, глупой или бессмысленной - это не означает, что притча плоха. Просто вы не достаточно подготовлены для понимания этой притчи. 

Каждый месяц, мы будем  знакомиться с новой притчей разных народов. Сегодня, предлагаю познакомиться с притчей: "Любовь и Время", а также «Мудрость мастера». 


 

Притча о счастье и двух капельках масла

Один торговец отправил своего сына узнать секрет счастья у самого мудрого из всех людей. Юноша 40 дней шел через пустыню и, наконец, подошел к прекрасному замку, стоящему на вершине горы. Там и жил мудрец, которого он искал.

Однако, вместо ожидаемой встречи со святым человеком, наш герой вошел в залу, где все бурлило: торговцы входили и выходили, небольшой оркестр играл сладкие мелодии и стоял стол, уставленный изысканными кушаньями. Юноше пришлось около 2-х часов дожидаться своей очереди.

Мудрец внимательно выслушал объяснения юноши о цели его визита, но сказал в ответ, что у него нет времени, чтобы раскрыть ему секрет счастья. И предложил ему прогуляться по дворцу и прийти снова через 2 часа.

- Однако я хочу попросить об одном одолжении, - добавил мудрец, протягивая юноше маленькую ложечку, в которую он капнул 2 капли масла.

- Во время прогулки держи эту ложечку в руке так, чтобы масло не вылилось. Через 2 часа юноша снова пришел к мудрецу.

- Ну как, - спросил тот, - ты видел персидские ковры, которые находятся в моей столовой? Ты видел парк, который главный садовник создавал в течение 10 лет? А ты заметил прекрасные пергаменты в моей библиотеке? Юноша в смущении должен был сознаться, что он ничего не видел. Его единственной заботой было не пролить капли масла, которые доверил ему мудрец.

- Ну что ж, возвращайся и ознакомься с чудесами моей вселенной, - сказал ему мудрец.

- Нельзя доверять человеку, если ты не знаком с домом, в котором он живет.

Вернувшись к мудрецу, он подробно описал все, что видел.

- А где же две капли масла, которые я тебе доверил? - спросил мудрец. В ложечке было пусто.

- Вот это и есть тот единственный совет, который я могу тебе дать: секрет счастья в том, чтобы смотреть на все чудеса света, никогда при этом не забывая о двух каплях масла в ложечке.


Про истинные ценности

Как-то раз один бизнесмен стоял на пирсе в маленькой деревушке и наблюдал за рыбаком, сидящим в утлой лодочке, как тот поймал огромного тунца. Бизнесмен поздравил рыбака с удачей и спросил, сколько времени требуется, чтобы поймать такую рыбу.

- Пару часов, не больше, - ответил рыбак.

- Почему же ты не остался в море дольше и не поймал еще несколько таких рыбок? - удивился бизнесмен.

- Одной рыбы достаточно, чтобы моя семья прожила завтрашний день, - ответил тот.

- Но что же ты делаешь весь оставшийся день? - не унимался бизнесмен.

- Я сплю до обеда, затем иду на пару часов порыбачить, затем играю со своими детьми, после мы с моей женой устраиваем себе сиесту (отдых), затем я иду в деревеньку прогуляться, пью вечером вино и играю со своими друзьями на гитаре. Вы видите - я наслаждаюсь жизнью, - объяснил рыбак.

- Я - выпускник Гарварда, - сказал бизнесмен, - я помогу тебе, ты все делаешь не так. Ты должен весь день рыбачить и потом купить себе большую лодку.

- И что потом? - спросил рыбак.

- Потом ты будешь ловить еще больше рыбы и сможешь купить себе несколько лодок, даже кораблей, и в один прекрасный день у тебя будет целая флотилия.

- А потом?

Потом, вместо того, чтобы продавать рыбу посреднику, ты будешь привозить рыбу прямо на фабрику и, увеличив прибыль, ты откроешь собственную фабрику.

- А потом?

<- Потом ты оставишь эту богом забытую деревушку и переедешь в большой город и, быть может, однажды ты сможешь открыть огромный офис и быть там директором.

- И сколько все это займет времени?

- Лет 15-20.

- И что же потом?

А потом, - рассмеялся бизнесмен, - потом наступит самое приятное. Ты сможешь продать свою фирму за несколько миллионов и стать очень богатым.

- А потом?

- Потом ты можешь перестать работать, ты переедешь в маленькую деревушку на побережье, будешь спать до обеда, немного рыбачить, играть с детьми, устраивать сиесту с женой, прогуливаться по деревне, пить вино по вечерам и играть со своими друзьями на гитаре.


Притча: Любовь и Время

Давно... Очень давно был остров, на котором жили все Чувства и духовные ценности людей: Радость, Грусть, Познание и другие. Вместе с ними жила и Любовь. 
Однажды Чувства заметили, что остров погружается в океан и скоро затонет. Все сели в свои корабли и покинули остров. Любовь не спешила и ждала до последней минуты. И только, когда она увидела, что на спасение острова нет надежды, и он почти весь ушел под воду, она стала звать на помощь.
Мимо плыл роскошный корабль Богатства.
Любовь просила взять ее на корабль, но Богатство сказало, что на его корабле много драгоценностей, золота и серебра и для Любви места нет. 
Любовь обратилась к Гордости, корабль которой проплывал мимо... 
Но в ответ Любовь услышала, что ее присутствие нарушит порядок и совершенство на корабле Гордости. 
С мольбой о помощи Любовь обратилась к Грусти.
«О, Любовь, - ответила Грусть,- мне так грустно, что я должна оставаться в одиночестве». 
Мимо острова плыла Радость, но она была так занята весельем, что даже не услышала мольбу Любви.
Вдруг Любовь услышала голос: 
«Иди сюда Любовь, я возьму тебя с собой».
Любовь увидела седого старца, и она была так счастлива, что даже забыла спросить имя его. И когда они достигли Земли, Любовь осталась, а старец поплыл дальше. 
И только когда лодка старца скрылась, Любовь спохватилась, ведь она даже не поблагодарила старца. 
Любовь обратилась к Познанию: 
«Познание, скажи мне, кто спас меня?»
«Это было Время», - ответило Познание. 
«Время?» - удивилась Любовь – Отчего Оно мне помогло?» 
Познание ответило: 
«Только Время понимает и знает, как важна в жизни Любовь». 

 


 МУДРОСТЬ МАСТЕРА

К одному известному мастеру спорта по борьбе пришел ученик, чтобы поучиться у него этому искусству. Многие годы он тренировался с огромным прилежанием, достойным восхищения. «Учитель, - спросил ученик в один прекрасный день, - есть что-нибудь такое, чему бы ты еще мог меня научить?». «Ты научился всему, чему я мог тебя научить», - сказал мастер. С этих слов молодой борец преисполнился гордости, объявил всем и всюду, что теперь он лучший борец в стране и мог бы даже победить на ринге своего знаменитого учителя. Тысячи людей пришли посмотреть на этот поединок. После длительной, спокойной и равной борьбы мастер вдруг неожиданным приемом положил ученика на обе лопатки и победил его. «Странно, сказал побежденный, тяжело переводя дыхание, - я научился у тебя всему, но как же случилось, что ты одолел меня тем приемом, которого я не знал?» «Юный друг, - сказал мастер, - все верно! Всему, чему я мог, я тебя научил. Только этот единственный прием приберег для сегодняшнего дня». 

свернуть

10 правил как научить ребенка слушаться

 

10 правил как научить ребенка слушаться

         Психика ребенка – это чистый лист, на который родители могут «записать» основные правила поведения при правильном подходе с точки зрения психологии. От того, какие правила и требования вы установите, зависит ваше и вашего чада спокойствие.

  • Не отменяйте установленные требования и распоряжения без крайней на то необходимости. Ребенок должен знать, что не подлежит обсуждению – отправляться в положенное время вечером в постель или нет.
  • Просьбу или распоряжение следует формулировать четко и ясно для ребенка. Например, не «Я не понимаю, почему так шумно?!», а «Я занята важным делом, поэтому прошу не шуметь пока. Можешь порисовать в своей комнате». Не стоит задавать риторические вопросы типа «Почему твоя одежда такая грязная?» или «Почему одежда разбросана?» лучше сказать: «Сними грязную футболку и надень чистую», «убери обувь на место».
  • Приучите ребенка слушать с первого слова и сразу выполнять поручение. Если вы пять раз повторите, например, «Выключи телевизор!» или «не ходи в грязной обуви по дому, обуй тапки» и не предпримите последующих действий, чтобы это было сделано, малыш будет считать все ваши слова пустым звуком.
  • Между родителями не должно быть разногласий в отношении какого-либо правила, касающегося поведения ребенка, и особенно в присутствии малыша. Если все же это произошло, то следует прийти к общему согласию в присутствии ребенка. Он будет знать, что, если провинился перед мамой, папа также осудит такое поведение.
  • Непослушание не должно оставаться безнаказанным, а при повторном нарушении правил следует усилить меру наказания.
  • Нельзя разрешать сегодня то, что было запрещено вчера.
  • И напротив, не нужно постоянно командовать детьми, слишком часто давать поручения. На то он и ребенок, чтобы иногда пошалить и наслаждаться прекрасной порой – детством.
  • Ребенок должен получать посильные задания, соответствующие его пониманию и умению. Слишком простые не лучше чересчур сложных.
  • Не принесет ничего хорошего фамильярное отношение ребенка к Вам. Также дети не должны видеть этого от других членов семьи. Если отец неуважительно отзовется о маме, рано или поздно ребенок повторит это.
  • Во всем дети видят ваш пример. Не позволяйте себе то, что запрещено делать ребенку.

      Естественно, родители – не бездушные роботы по дрессировке детей, во всем нужно найти причину неудовлетворительного поведения и с пониманием и любовью спокойно научить ребенка послушанию. Все в ваших руках! 

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть